КРОНПРИНЦ
Иван Чечот / Санкт-Петербург, Россия


"Дефензивная (оборонительная) казарма" на Херцогсакер была известна в народе как "казарма Кронпринц" до 1919 года; после войны жители Калининграда снова стали называть ее этим устаревшим в период Веймарской демократии именем. Она является главным звеном укреплений 19 века. Именно здесь, в 1843 г. с Кронпринца и бастиона Грольман и началось строительство по проекту берлинского генерала-инженера Эрнста Людвига фон Астера (1778-1855). У него, бесспорно, был талан архитектора-художника. Стиль - английская тюдоровская готика 16 века, с ее характерными пологими арками и прямоугольными башнями. Работами руководил инженер генерал фон Бреезе. Комплекс поражает монументальностью. В углах здания есть интересные по пространственному решению лестницы со столбами из чугуна, украшенные коваными решетками. Красивы громадные угловые башни и плавные повороты стен. Территория бывшей здесь в 16-17 веках пашни (акер), где находится казарма, была подарена курфюрстом в 1695 г. герцогу Фридриху Людвигу фон Гольштейн-Беку. Он был командиром всех войск провинции во время Северной войны, сохранил нейтралитет и уберег город от бедствий войны. На месте будущих казарм он создал плац для военных упражнений. Казарма была построена для 1-го гренадерского полка Кронпринц. Полк был создан при Великом курфюрсте в 1655 г. и считался кёнигсбергским "домашним" полком, т.е. королевским и главным в городе. В казарму он вошел в конце 1840-х годов, распущен в 1919 г. Позднее в казармах дислоцировались соединения полиции.
Территория вокруг казармы очень интересна, по-своему живописна. Великолепны старые деревья, мостовая. Любопытному и созерцательному путешественнику следует пройти на валы, увидеть грандиозные рвы и укрепления за бастионом Грольман. Еще дальше лежит территория бывшего еврейского кладбища, где находится могила великого философа 18 в. Моисея Мендельсона.



БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ
Елена Цветаева / Калининград, Россия


Оборонительная казарма Кронпринц входила в систему второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга. Строительные работы официально были начаты 15 октября 1843 года торжественной закладкой первого камня казармы, в 1849-м строительство было завершено. Сразу после постройки казарму заняли элитные части кёнигсбергского гарнизона. В ней размещался гренадерский полк № 1, гренадеров которого в Кёнигсберге называли "кронпринцами". С 1890 года значение казармы как фортификационного сооружения падает, казематы перестраиваются под жилые помещения. После Первой мировой войны в оборонительной казарме располагались полицейские части. С 1933 года она стала местом дислокации кёнигсбергской полиции, военной казны вермахта, командования 1-ой дивизии, складов и различных городских служб. В апреле 1945 года бои шли у стен казармы, но сама она штурму не подвергалась и находилась в окружении советских войск вплоть до общей капитуляции. После войны в казарме разместился штрафной батальон, принимавший участие в штурме Кёнигсберга. С 1950 года здесь находился учебный танкоремонтный полк, учебный автомобильный батальон, в 70-е - мореходная школа, общежитие, организации рыбной промышленности, склады, магазины.(1) В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР объект был принят на охрану.
Сегодня казарма Кронпринц - это памятник военно-инженерной архитектуры, объект историко-культурного федерального (общероссийского) наследия охраняемый государством. В 2003 году часть оборонительной казармы - башня-редан Кронпринц - передана в оперативное управление Государственному центру современного искусства и через несколько лет в Калининграде появится уникальный музейно-выставочный и научно-информационный комплекс актуальной культуры.
Нынешнее состояние памятника живописно-плачевное, внутренние помещения башни весьма запущены: в 3-х этажном здании перекрытия сохранились только между первым и вторым этажами, окна отсутствуют, на верхней террасе прижились деревья и травы, поражая своим настойчивым стремлением жить вопреки всему. Но внешне монумент впечатляет! Тяжеловесный архитектурный облик, исторический бэкграунд и современное "руинированное" состояние памятника не дают кураторам и художникам Центра спокойно дожидаться окончания его восстановления и строительства. Творцы обогащают свои практики новой темой - они оживляют пространство, наполняют его новым содержанием, тем самым органично включая Кронпринц в многообразную современную жизнь.
Обретение современным искусством пространства для будущей резиденции - башни Кронпринц, и финансовая поддержка реконструкции и реставрации объекта Федеральным агентством по культуре и кинематографии - своеобразный знак времени, указывающий на потенциал актуальной культуры и на изменения, происходящие в обществе. Идея перепрофилирования фортов, старых фабрик, трамвайных депо, вокзалов, электростанций и пр. в залы и музеи современного искусства не нова для мировой художественной истории, но для Калининграда это действительно знаменательное событие - красивая метафора, символизирующая капитуляцию милитаристских объектов и военной силы перед искусством.

1. Использованы материалы, предоставленные Радюк Лианой Николаевной



Флэш-модель башни:





Скачать виды башни:

Башня, внешний вид
Скачать изображение 1
Скачать изображение 2
Скачать изображение 3
Скачать изображение 4
Скачать изображение 5
Скачать изображение 6


Башня, вид со внутреннего двора
Скачать изображение 7
Скачать изображение 8
Скачать изображение 9


Башня, чертежи
Скачать изображение 10
Скачать изображение 11
Скачать изображение 12








ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
БАШНЯ КРОНПРИНЦ: ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ